Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

internetСэм Роткер, Монтессори-педагог 6-12 и 12-15 из Флориды, США, продолжает писать о пользе и вреде цифровых средств в обучении детей разных возрастов в контексте антропологического подхода. В данной статье он говорит о первой и третей стадии развития человека. Помня о том, что эти стадии имеют много общего, мы сами можем сравнить влияние компьютеров на детей и подростков и сделать свои выводы.

 

 

Часть I: Лекарство для детского мозга

Что если бы вы узнали, что есть новое лекарственное средство для новорожденных и маленьких детей, которое потенциально способствует раннему развитию, позволяет детям легко усваивать определенные понятия? Однако достаточных доказательств влияния этого средства на мозг ребенка нет. Исходя из того как работает данное лекарство, эффект все же есть, но длительного тестирования не проводилось. Зная, что анализ развития мозга маленького ребенка занимает не меньше, чем сам период детства, мы можем предположить, что пройдут годы, перед тем как результаты будут полностью поняты. Следовательно, также есть вероятность, что данное лекарство окажется опасным и некоторые первые исследования уже указывают на это.

 

Как  вы считаете, вы бы подумали, что это средство нужно изучать более длительное время? Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок был подопытным кроликом в этом эксперименте? Нравится ли нам это или нет, но именно так мы и поступаем, когда помещаем нашего ребенка перед телефоном или планшетом. Мы разрешаем детям быть лабораторными крысами, подвергая их развивающийся разум эксперименту.

 

Когда я рассматриваю новые идеи в образовании, где постоянно появляются и исчезают разные течения, которые люди изучают и пробуют, потому что они "новые", я думаю о двух причинах, по которым я люблю Монтессори. Одна из них - традиции серьезной науки. Серьезным можно считать научный эксперимент, результаты которого повторяются в пространстве и времени. За последние 107 лет мы наблюдаем за технологией и результатами Монтессори, повторяющимися по всему миру, от итальянцев до индусов, от американцев до австралийских аборигенов.

 

С научным подходом связана и вторая причина моей любви к работе Монтессори - глубокая антропологическая перспектива, проходящая через ее труды и философию. Мы видим, что эксперимент, известный, как "эмбриональное развитие человека", повторяется довольно успешно в течение двух миллионов лет существования человечества: он довел нас до сегодняшнего дня!

Говоря о нашей теме, перевешивает ли потенциальные риски ничтожно малая возможность того, что данное изобретение, цифровое устройство, которое ребенок держит в руках, станет прорывом в раннем развитии детей? Вы хотите, чтобы ваш ребенок принимал это непроверенное лекарство для мозга, когда мозг развивался довольно хорошо сам по себе в течение всей истории человечества?

 

Часть II: Компьютеры и подростки

Современные подростки тонут в обилии техники. Поскольку это период в их развитии, когда они хотят еще больше, чем в возрасте 6-12 лет, оторваться от своих родителей и проводить время со сверстниками, карманные устройства дают как великолепную, так и ужасную возможность продолжать отдаление. Как много семей вы видели, где подросток плетется за идущей семьей, уставившись в свой  телефон? Он не участвует в разговоре, находится в разрыве с окружающей обстановкой. Я знаю о семьях, где родитель посылает смс из кухни ребенку, находящемуся в спальне, чтобы сообщить, что ужин готов…

 

Это устрашающая тенденция для человечества. Исследования показывают, чем больше времени подростки проводят, общаясь смсками или в социальных сетях, тем меньше они способны различать особенности мимики при общении лицом к лицу. Большую часть времени нашего существования как людей единственным способом общения была личная встреча. За это время наш мозг довольно привык к этому типу коммуникации и именно через межличностный контакт мы учимся быть членами общества.

 

Каждое отступление от этого прямого общения делает коммуникацию менее эффективной. Письмо – это прекрасный дар, благодаря которому мы можем передавать идеи сквозь пространство и время, но бывает тяжело передать эмоции без интонации и голоса, и часто на восприятие читателя сильное влияние  оказывает  его собственное настроение и опыт.  Устная речь, скажем, по телефону, немного лучше, но невозможно увидеть жесты и язык тела.  Такие программы, как Skype или Facetime предоставляют визуальный аспект, но не передают запах, прикосновения, феромоны, не дают физического присутствия.  Если копнуть глубже, даже слова – это большей частью просто звуки, которые, как мы согласились, имеют значение и являются далекими от совершенства выражениями реальности нашего существования и опыта.  По этой причине подростки особенно нуждаются в прямом межличностном контакте со своими сверстниками и другими людьми, чтобы  овладеть сложностями общения и социального взаимодействия.

 

Это не значит, что мы луддиты и отрицаем любые технические средства. Конечно, мы могли бы изолировать наших подростков от компьютеров и смартфонов в попытке противодействовать этой моде. И хотя такие действия могут показаться привлекательным вариантом решения проблемы, они, на самом деле, не помогут, потому что это просто нереалистично в наше время. Вместо этого мы должны принять положительные аспекты нашего технологического века и привести подростков к такому же подходу.

Инструменты всегда будут меняться, но наша ответственность остается неизменной, и она заключается в  том, что мы должны делиться своими умениями.  Поскольку теперь их среда - весь мир, для их исследований им понадобится намного больше информации, чем могут дать печатные средства.

 

Раз наши подростки, без сомнения, хорошо знакомы с Интернетом, мы должны показать им, что домашнее использование интернета сильно отличается от его использования в академических целях. Недостаточно просто загуглить вопрос! Им нужна поддержка в определении надежных источников информации и выделении их из потока сомнительных источников и сведений. Им нужно продолжать строить свою работу на тех же исследовательских навыках, которые они получили в начальной школе. Навыки те же, но инструменты стали другими, и дети (как и взрослые) имеют склонность забывать об этом, когда они попадают в Интернет.

В то время как школы торопятся дать планшеты в руки каждому ребенку и хвалят себя за это, Монтессори-программа для подростков использует компьютеры именно с той целью, с которой они должны использоваться. Точно так же, как мы поступаем с любым другим инструментом. Если я нарублю дрова, мне не нужно продолжать таскать с собой топор весь день!

Тогда как многие подростки оскорбляют друг друга и незнакомых людей в Интернете, пишут то, что они никогда бы не сказали, наши подростки должны обсуждать трудности лично и общаться друг с другом, решая проблемы при помощи слов и своих сердец. На самом деле, стоит постичь именно аспект построения сообщества, возможно, это самое главное. Именно при помощи общения и решения проблем в группе наш вид дошел до сегодняшнего дня. Именно эти умения делают нас людьми, вне зависимости от нашей среды. Как монтессорианцы мы принимаем эти вещи, делающие нас людьми, взаимозависимости, руководящие обществом. Вероятно, это самые лучшие навыки и умения, которыми мы можем поделиться.

15.12.2014

 

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Открытая линия

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru