"Чтобы воспитывать ребенка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу".

Мария Монтессори

Что такое воспитание.

bez_nakazaniaВоспитание – есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни.

Цель воспитания – ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Это определения воспитания, взятые из психологического словаря. Но это сухим научным языком. Существует даже целая наука, изучающая  проблемы воспитания – педагогика.

Но, конечно, основные и самые важные воспитатели – это родители. И каждый делает все возможное, чтобы его  ребенок (или дети) вырос гармонично развитым, разносторонне образованным и высоконравственным человеком. Да, к сожалению, не всегда целенаправленно и зачастую непланомерно и непоследовательно, но все-таки осуществляем  мы, родители, воспитательные действия на своих детей.

А знаете ли вы, что воспитание – это в значительной степени подражание.  И поэтому оно никогда не даст положительного эффекта, пока наши дети будут видеть расхождение наших   слов , пусть очень красивых и правильных, с нашими же поступками. Один из ярких примеров: «Маленьких нельзя бить!»,- говорит мама, шлепая сына за то, что он ударил кошку. Мы очень часто забываем что наши дети  – это зеркала нас самих. Нам кажется, что зеркало врет, но нет, оно очень точно отражает то, что мы сами прячем от себя. А это значит, что необходимо осознанно и ответственно подходить к тому, что и как мы делаем, говорим и думаем и чему учим, что прививаем нашим детям.

Кроме того, меняется общество, отношения между людьми, в том числе и между родителями и детьми от авторитарного стиля общения к демократическому. И в этих измененных условиях не работают старые методы («кнут и пряник», похвала и наказание). Эти методы уже не дают желаемых результатов, а часто калечат личность ребенка.

Что же делать?

Система воспитания с опорой на естественные и логические последствия.

Есть такая система воспитания с опорой на естественные и логические последствия. Эта система опирается на принципы сотрудничества взрослого и ребенка, учит ответственности и ребенка, и взрослого.

Об эффективности метода  естественных последствий на воспитание ребенка еще примерно 100 лет назад писал английский философ Герберт Спенсер, после его идеи подхватил А.Адлер, и до конца оформили эти идеи в систему воспитания американские психологи, последователи идей А. Адлера, Б. Грюнвальд и Г. Макаби.

Это такая система взаимодействия взрослого  с ребенком, при которой ребенок может соотнести  последствия своего плохого поведения со своими же поступками.

Например, ребенок бегает по лестнице. Можно его каждый раз останавливать, читать нотации, предупреждать об опасности, но вряд ли это будет эффективно.. Однако, если ребенок упадет, то боль, которую он испытает при этом, будет для него уроком, и в следующий раз он будет осторожней.

При  этом следует различать естественные и логические последствия.

Естественные последствия наступают без какой-либо специальной или намеренной подготовки. Например, если ребенок разбил стакан и порезался осколком, то естественным последствием пореза будет рана и боль. Испытываемая боль учит ребенка, что надо воздерживаться от таких «неправильных» действий. Естественные последствия учат очень быстро. Когда ребенок сталкивается с естественными последствиями своих поступков, то родителю следует воздержаться от наказания и от добавления логических последствий. Логические последствия – это продуманные родителями последствия нежелательных действий ребенка. Эти последствия известны ребенку заранее,  а не сообщаются ему в момент совершения проступка. О принципах применения данного метода  мы будем говорить чуть позже. Чем младше ребенок, тем больше естественных последствий, чем он становиться старше, тем больше естественные последствия должны заменяться логическими.

Например, ребенок, купаясь в ванне, выливает воду на пол. Логическим последствием для ребенка будет уборка ванной комнаты (собирание всей воды с пола). Собрав всю воду, приложив усилия для этого, в следующий раз ребенок подумает, стоит ли ему лить воду на пол или нет. При этом за ребенком остается право выбора и принятие ответственности за этот выбор.

Каковы основные отличия системы воспитания с опорой на естественные и логические поступки от традиционной (авторитарной) системы воспитания.


Традиционная система воспитания

Система естественных последствий

Последствие налагается за прошлые проступки (часто негатив накапливается и вспыхивает спонтанно)

Последствия вступают в силу незамедлительно, как только нарушен порядок

Произвол взрослого

Законы порядка и объективной реальности

У ребенка нет выбора (что не способствует развитию ответственности за свои поступки, он предмет)

Выбор ребенка (он в состоянии оценить, что будет в результате его действий)

Враждебность, обида по отношению к родителю

Сохраняются дружеские и уважительные отношения, т.к. родитель не несет ответственности за неудачу ребенка

Если родитель впадает в гнев – последствия превращаются в наказание. Наказывать без злобы.

Основная задача перехода от автократической к демократической модели  семьи состоит в замене волевого авторитета родителей на структуру логических последствий, при  которой последствия будут переживать все члены, если хотя бы один из членов семьи пренебрежет принятыми в семье правилами. Такая система возлагает ответственность за поведение непосредственно на каждого человека, включая детей.

Давайте рассмотрим основные принципы системы воспитания с опорой на естественные и логические последствия, без которых эта система не будет работать:

  1. Принцип связанности. Последствие должно быть непосредственно связанно с неправильным действием. Не убрал игрушки, в которые играл только что – не берешь другие. Связь между этими двумя действиями устанавливается логично, просто и легко усваивается ребенком. Если за то, что ребенок не убрал игрушки, он в выходные лишается , например, просмотра мультфильмов, то для ребенка эти события не связаны. А стало быть, не могут применяться в данной системе воспитания.
  2. Принцип осмысленности. Последствие должно иметь смысл для ребенка . Что имеется ввиду: очень часто наказания и его последствия могут быть за пределами житейского опыта ребенка. Так, пятилетний ребенок не в состоянии понять ценность 100 руб. И если он сломает игрушку примерно такой стоимости, и от него потребую возместить ущерб примерно в этой стоимости (отдай свою игрушку такой же стоимости, к примеру), он не поймет такое последствие. А ребенок 10-11 лет уже справится с такой задачей. И для него такое последствие будет иметь смысл.
  3. Принцип предварительного  знания. Последствия  неправильного поведения должны быть известны заранее. Необходимо, чтобы они были установлены наперед и предпочтительно – по соглашению всех членов семьи.
  4. Принцип выбора. Ребенок знает о последствиях и сам решает, что делать . Например, если ты промочишь ноги в луже, то мы возвращаемся домой. Он может залезть в лужу, но после этого отправится домой. И выбор поступка  остается за ребенком.
  5. Принцип неотложности. Последствия должны наступать как можно быстрее после того, как произошел факт неправильного поведения. Например, если маленький ребенок злоупотребляет свободой передвижения, пытаясь вскарабкаться по лестнице или залезть в камин, то мать может немедленно лишить ребенка этой свободы, посадив к себе на руки на какое-то время. Перенесение этого принципа свободы  на другой день будет неэффективно. Ребенок не увидит связи между своими действиями и ограничением свободы.
  6. Последствия должны быть недолгими (один-два дня). Причем, чем младше ребенок, тем меньше временной интервал действия последствий.
  7. Последствия влекут за собой действия. Чем меньше сказано родителями – тем лучше. Никаких нравоучительных лекций.
  8. Принцип участия. Чем больше членов семьи участвуют  в планировании последствий, тем лучше. Будет весьма полезно, если эти последствия будут применяться ко всем членам (после обсуждения на семейном совете). Если родители хотят, чтобы эта система работала, они сами должны  служить образцом тех установок и способов поведения, которые они хотят привить своим детям.
  9. Принцип постоянства. Если родители не примут эти принципы и не будут следовать им методично и последовательно, то все окажется бесполезно.

Обычно дети легко принимают данную систему воспитания. Они видят в ней смысл, и приветствую возможность принять на себя большую ответственность, которую предлагает им эта система. Кроме того, они учатся делать выбор, что очень пригодится в дальнейшем.

Несомненно, система воспитания, основанная на естественных и логических последствиях налагает  большую ответственность, прежде всего на самих родителей.  Из опыта знаю, что очень сложно менять сразу все правила, принятые в семье.  Эту систему лучше внедрять постепенно. Начать с чего-то одного, посмотреть, что получится. Как только будет достигнут первый успех, можно приступить к более сложной проблеме.  Так, постепенно, вы полностью перейдете всей семьей на данную систему воспитания.

Будьте счастливы в родительстве!

Удачи!

Анастасия Комарова.

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *

Открытая линия

Подписка на новости



Получать HTML?

Joomla Extensions powered by Joobi
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru